Απολογία

Правда о Католической Церкви

СтатьиНовостиПриходыСправочникКалендарьО проектеПоиск

Календарь для католиков латинского обряда в России

май 2017
1 ПН Св. Иосиф-Труженик
2 ВТ Св. Афанасий, епископ и учитель Церкви
3 СР Свв. Филипп и Иаков, Апостолы

О Филиппе и Иакове мало что известно. Филипп, кроме как при перечислении имён двенадцати апостолов упоминается только в Евангелии от Иоанна. Он был родом из Галилеи и, возможно, был учеником Иоанна Крестителя. Иисус Сам призвал Филиппа, на следующий день после Андрея и Петра. Согласно традиции, он проповедовал в Греции и был распят вниз головой в Иераполе, Фригия, при императоре Домициане, в 80 году н.э.
Святой Иаков упоминается в Новом Завете как брат Иисуса. Считается, что это он возглавил раннюю Иерусалимскую Церковь, и его перу принадлежит Послание Иакова. Впрочем, есть мнение, что в Писаниях рассказывается о двух разных Иаковах. Поэтому Иакова, одного из двенацати, сына Алфеева иногда именуют "Иаков меньший", как о нём пишет Марк. Апостол погиб, будучи побит камнями фарисеями примерно в 62 году.
День памяти Иакова соединили с днём Филиппа после того, как в Риме была построена базилика в их честь.

6 СБ Св. Георгий, мученик

Святой Георгий, более известный в России как Георгий Победоносец родился в III веке в христианской семье. После того, как его отец был убит за веру, мать с сыном бежали в Палестину, где Георгий поступил на военную службу. Георгию с его умом и мужеством светила блестящая карьера, но после начала гонений он раздал всё имущество бедным и открыто признал себя христианином. Его арестовали и начали пытать. Различные предания, а также иконография описывают страшнейшие пытки, которые ему пришлось перенести. После мучений Георгий был обезглавлен (ок.303 г.).
Культ святого Георгия быстро распространился в христианском мире. Первый храм в его честь был построен уже в 335 году в Грузии. Его почитание возрастает с началом первых крестовых походов. В Средние Века он становится покровителем Англии, а также Грузии (Символ святого Георгия, красный крест на белом фоне, до сих пор изображаются на флагах этих государств).
На Руси святой Георгий издревле почитается под именем Юрий. Со времен Дмитрия Донского является покровителем Москвы, на гербе которой изображён популярный сюжет итальянской легенды, где святой Георгий побеждает дракона.
В Российских католических епархиях день памяти святого празднуется вместе с православными - 6 мая (23 апреля по старому стилю).

7 ВС 4-е Воскресенье Пасхального Времени
12 ПТ Свв. Нерей и Ахиллей, мученики
Св. Панкратий, мученик
13 СБ Пресвятая Дева Мария Фатимская
14 ВС 5-е Воскресенье Пасхального Времени
16 ВТ Св. Феодосий Печерский, авва
18 ЧТ Св. Иоанн I, папа и мученик
20 СБ Св. Бернардин Сиенский, священник
21 ВС 6-е Воскресенье Пасхального Времени
22 ПН Св. Рита Кашийская, монахиня
24 СР Пресвятая Дева Мария Помощница христиан
25 ЧТ Вознесение Господне

Праздник Вознесения празднуется всегда на сороковой день после Пасхи. Как описано Библии, Иисус по воскресении своём в течении сорока дней являлся апостолам, уча их о Царствии Божием и затем "вывел их вон из города до Вифании и, подняв руки, благословил их. И когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо. Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с радостью великой" (Лк. 24.50-52, Деян. 1.1-12).
Вознесение является обетованием Второго Пришествия Христа во славе. "Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо". (Деян. 1.11) Христос вернется ради окончательного торжества Добра, вернется, чтобы все привести к Своему Отцу и собрать всех и вся в доме Небесного Отца.

26 ПТ Св. Филипп Нери, священник
27 СБ Св. Августин Кентерберийский, епископ
28 ВС 7-е Воскресенье Пасхального Времени
31 СР Посещение Пресвятой Девой Марией Елисаветы
июнь 2017
1 ЧТ Св. Юстин, мученик
2 ПТ Свв. Маркеллин и Пётр, мученики
3 СБ Свв. Карл Луанга и сподвижники его, мученики
4 ВС Пятидесятница

В день иудейского праздника Пятидесятницы, связанного с получением Моисеем скрижалей Завета, апостолы собрались все вместе. "И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать..." (Деян. 2.2-4) Уже с апостольских времен Церковь стала праздновать это событие, но официально праздник вошел в христианский календарь после того, как в 381 году на Втором Вселенском Соборе был принят догмат о Троице.
Торжество Пятидесятницы имеет много аспектов. Это и праздник рождения Церкви, и прославление Святого Духа. Вместе с тем, этот день изначально связан с пасхальными торжествами и подчеркивает связь конкретного исторического события с единым замыслом нашего Спасения. В Западной традиции Торжество Сошествия Святого Духа является началом т.н. "Цикла Пятидесятницы" - ряда торжеств, привязанных к настоящему празднику.

5 ПН Св. Бонифаций, епископ и мученик
6 ВТ Св. Норберт, епископ
9 ПТ Св. Ефрем, диакон и учитель Церкви
11 ВС Пресвятая Троица

Торжество Пресвятой Троицы связано с праздником Пятидесятницы и исторически праздновалось вместе с ним в один день (как это принято и поныне в православных церквях). Зарождению праздника способствовало принятие Церковью соответствующего догмата в 381 году и борьба с арианской ересью, поразившей значительную часть христианского мира в IV-V веках. В 1334 году Папа Иоанн XXII принял решение выделить торжество в самостоятельный праздник (следующее воскресенье после Пятидесятницы), что способствует более глубокому размышлению над Тайной Пресвятой Троицы. Литургическая форма торжества была закреплена после Тридентского Собора (1570 год).

13 ВТ Св. Антоний Падуанский, священник и учитель Церкви
15 ЧТ Святейшее Тело и Кровь Христа

В XIII веке Церковь вновь вынуждена защищать действительность присутствия Христа в Святой Евхаристии. в 1215 году на 4-м Латеранском Соборе принимается определение "Пресуществление" (лат. transsubstantiatio) в значении полного сущностного (но не акцидентного) превращения Святых Даров в Тело и Кровь Христовы. Позже это учение будет подробно разработано Фомой Аквинским. Но ещё до этого в 1209 году бельгийская монахиня Юлиана из Льежа (ОА) получает видения, смысл которых сводится к недостатку почитания Святой Евхаристии и необходимости введения отдельного праздника. По ходатайству её поверенного архидиакона Жака Панталеона Кур-Пале (в будущем папы Урбан IV) такой праздник устанавливается в льежской епархии. После своего избрания папой в 1261 году Урбан IV распространяет Торжество по всей Церкви и устанавливает днём его празднования четверг, следующий за праздником Пресвятой Троицы. Тогда же появляется и традиция совершать Евхаристические процессии, которая закрепилась в Литургических текстах к XVII веку.

19 ПН Св. Ромуальд, авва
21 СР Св. Алоизий Гонзага, монах
22 ЧТ Св. Павлин Ноланский, епископ
Свв. Иоанн Фишер, епископ, и Фома (Томас) Мор, мученики
24 СБ Рождество св. Иоанна Крестителя

Согласно пророчеству Малахии (Мал.4.5) перед приходом Мессии должен был явиться Его предшественник, предтеча. Малахия олицетворяет его с пророком Илией. В Евангелии служению Иисуса предшествует Иоанн, родственник Иисуса, чудесным образом родившийся от престарелых родителей, Захарии и Елисаветы. С детства посвященный на служение Богу, Иоанн продолжил проповедь Илии и даже внешне повторял его образ. Говоря о приближении Царства Небесного и призывая к покаянию, он крестил израильский народ в водах Иордана. Иисус перед началом своего публичного служения сам пришел к Иоанну, прося его о крещении. Позже и Он, говоря об Иоанне, назвал его пророком Илией (Мф.11.14)
В соответствии с евангельским повествованием, указывающим на шестимесечную разницу в возрасте Иоанна и Иисуса, праздник рождения Иоанна оказался близок к дню летнего солнцестояния. В народных традициях это привело к смешению праздника с языческими культами, связанными с годовым обращением Солнца (у восточных славян - с культом бога Купалы). Христианам же это должно напоминать о словах Иоанна "...Ему должно расти, а мне умаляться" - так же день начинает расти после Рождества Христова и умаляться после праздника рождества Предтечи.

27 ВТ Пресвятая Дева Мария Неустанной Помощи
Блаж. Леонид Фёдоров, священник и мученик
28 СР Св. Ириней, епископ и мученик
29 ЧТ Свв. Петр и Павел, Апостолы

В этот день Церковь вспоминает таких разных по происхождению, по характеру и по судьбе, но одинаково великих первоверховных апостолов Петра и Павла.
Апостол Петр (Симон) родился в Вифсаде, жил в Капернауме и занимался рыболовством. Вместе со своим братом Андреем один из первых был призван Господом и с тех пор постоянно сопровождал Его. Петром назвал его сам Иисус (от греч. πέτρος — камень, скала), даровавший ему, так же, ключи от Царства Небесного (Мф.16.18-19). По вознесении Господа апостол проповедовал в разных странах, при этом прославившись многими исцелениями. Дважды заключался под стражу и обрекался на смерть, но чудесным образом освобождался и продолжал свой проповеднический подвиг. В конце жизни Пётр возглавил христианскую общину Рима.
Апостол Павел, носивший до обращения имя Савл, не был из числа двенадцати апостолов. Он был рождён в Тарсе в семье знатного фарисея, носил звание римского гражданина и с особой ревностью относился к иудейскому закону. Он был активным преследователем и гонителем первых христиан. Но после явления ему воскресшего Христа, Павел с той же активностью стал проповедовать Евангелие, немало потрудившись над распространением и приумножением христианской Церкви. Оба апостола приняли мученическую смерть в Риме при гонениях императора Нерона.

30 ПТ Святейшее Сердце Иисуса

Со времен ранней Церкви отношение Бога к человеку старались выразить в ясных доступных образах и символах. В Средние века особым образом почитались Христовы раны, увенчанная тернием голова. Всем известны образы Христа Доброго Пастыря и Христа Царя. В XVI веке, во многом благодаря Ордену Иезуитов, широкое распространение получает культ Святейшего Сердца Иисуса. Для понимания этого символа необходимо обратится к библейской традиции, где сердце означает глубинную сущность человека, а также его намерения и решения. В отличие от современного понимания сердца, как источника эмоций и спонтанного рождения чувств, здесь это знак свободного волеизъявления и любви, движимой внутренним сознанием.
Первая Месса, посвященная Сердцу Иисуса была совершена в 1672 году, но официальное разрешение Рима было получено только в 1765 году от Папы Климента XII. Папа Пий IX сделал этот праздник общецерковным. Лев XIII посвятил Сердцу Иисуса весь мир и утвердил особую Мессу, которая совершается в первую пятницу месяца. Почитанию Сердца Иисуса посвящена энциклика Пия XII "Haurietis aquas"(1956 г.)