Απολογία

Правда о Католической Церкви

СтатьиНовостиПриходыСправочникКалендарьО проектеПоиск

Календарь для католиков латинского обряда в России

июнь 2017
1 ЧТ Св. Юстин, мученик
2 ПТ Свв. Маркеллин и Пётр, мученики
3 СБ Свв. Карл Луанга и сподвижники его, мученики
4 ВС Пятидесятница

В день иудейского праздника Пятидесятницы, связанного с получением Моисеем скрижалей Завета, апостолы собрались все вместе. "И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать..." (Деян. 2.2-4) Уже с апостольских времен Церковь стала праздновать это событие, но официально праздник вошел в христианский календарь после того, как в 381 году на Втором Вселенском Соборе был принят догмат о Троице.
Торжество Пятидесятницы имеет много аспектов. Это и праздник рождения Церкви, и прославление Святого Духа. Вместе с тем, этот день изначально связан с пасхальными торжествами и подчеркивает связь конкретного исторического события с единым замыслом нашего Спасения. В Западной традиции Торжество Сошествия Святого Духа является началом т.н. "Цикла Пятидесятницы" - ряда торжеств, привязанных к настоящему празднику.

5 ПН Св. Бонифаций, епископ и мученик
6 ВТ Св. Норберт, епископ
9 ПТ Св. Ефрем, диакон и учитель Церкви
11 ВС Пресвятая Троица

Торжество Пресвятой Троицы связано с праздником Пятидесятницы и исторически праздновалось вместе с ним в один день (как это принято и поныне в православных церквях). Зарождению праздника способствовало принятие Церковью соответствующего догмата в 381 году и борьба с арианской ересью, поразившей значительную часть христианского мира в IV-V веках. В 1334 году Папа Иоанн XXII принял решение выделить торжество в самостоятельный праздник (следующее воскресенье после Пятидесятницы), что способствует более глубокому размышлению над Тайной Пресвятой Троицы. Литургическая форма торжества была закреплена после Тридентского Собора (1570 год).

13 ВТ Св. Антоний Падуанский, священник и учитель Церкви
15 ЧТ Святейшее Тело и Кровь Христа

В XIII веке Церковь вновь вынуждена защищать действительность присутствия Христа в Святой Евхаристии. в 1215 году на 4-м Латеранском Соборе принимается определение "Пресуществление" (лат. transsubstantiatio) в значении полного сущностного (но не акцидентного) превращения Святых Даров в Тело и Кровь Христовы. Позже это учение будет подробно разработано Фомой Аквинским. Но ещё до этого в 1209 году бельгийская монахиня Юлиана из Льежа (ОА) получает видения, смысл которых сводится к недостатку почитания Святой Евхаристии и необходимости введения отдельного праздника. По ходатайству её поверенного архидиакона Жака Панталеона Кур-Пале (в будущем папы Урбан IV) такой праздник устанавливается в льежской епархии. После своего избрания папой в 1261 году Урбан IV распространяет Торжество по всей Церкви и устанавливает днём его празднования четверг, следующий за праздником Пресвятой Троицы. Тогда же появляется и традиция совершать Евхаристические процессии, которая закрепилась в Литургических текстах к XVII веку.

19 ПН Св. Ромуальд, авва
21 СР Св. Алоизий Гонзага, монах
22 ЧТ Св. Павлин Ноланский, епископ
Свв. Иоанн Фишер, епископ, и Фома (Томас) Мор, мученики
24 СБ Рождество св. Иоанна Крестителя

Согласно пророчеству Малахии (Мал.4.5) перед приходом Мессии должен был явиться Его предшественник, предтеча. Малахия олицетворяет его с пророком Илией. В Евангелии служению Иисуса предшествует Иоанн, родственник Иисуса, чудесным образом родившийся от престарелых родителей, Захарии и Елисаветы. С детства посвященный на служение Богу, Иоанн продолжил проповедь Илии и даже внешне повторял его образ. Говоря о приближении Царства Небесного и призывая к покаянию, он крестил израильский народ в водах Иордана. Иисус перед началом своего публичного служения сам пришел к Иоанну, прося его о крещении. Позже и Он, говоря об Иоанне, назвал его пророком Илией (Мф.11.14)
В соответствии с евангельским повествованием, указывающим на шестимесечную разницу в возрасте Иоанна и Иисуса, праздник рождения Иоанна оказался близок к дню летнего солнцестояния. В народных традициях это привело к смешению праздника с языческими культами, связанными с годовым обращением Солнца (у восточных славян - с культом бога Купалы). Христианам же это должно напоминать о словах Иоанна "...Ему должно расти, а мне умаляться" - так же день начинает расти после Рождества Христова и умаляться после праздника рождества Предтечи.

27 ВТ Пресвятая Дева Мария Неустанной Помощи
Блаж. Леонид Фёдоров, священник и мученик
28 СР Св. Ириней, епископ и мученик
29 ЧТ Свв. Петр и Павел, Апостолы

В этот день Церковь вспоминает таких разных по происхождению, по характеру и по судьбе, но одинаково великих первоверховных апостолов Петра и Павла.
Апостол Петр (Симон) родился в Вифсаде, жил в Капернауме и занимался рыболовством. Вместе со своим братом Андреем один из первых был призван Господом и с тех пор постоянно сопровождал Его. Петром назвал его сам Иисус (от греч. πέτρος — камень, скала), даровавший ему, так же, ключи от Царства Небесного (Мф.16.18-19). По вознесении Господа апостол проповедовал в разных странах, при этом прославившись многими исцелениями. Дважды заключался под стражу и обрекался на смерть, но чудесным образом освобождался и продолжал свой проповеднический подвиг. В конце жизни Пётр возглавил христианскую общину Рима.
Апостол Павел, носивший до обращения имя Савл, не был из числа двенадцати апостолов. Он был рождён в Тарсе в семье знатного фарисея, носил звание римского гражданина и с особой ревностью относился к иудейскому закону. Он был активным преследователем и гонителем первых христиан. Но после явления ему воскресшего Христа, Павел с той же активностью стал проповедовать Евангелие, немало потрудившись над распространением и приумножением христианской Церкви. Оба апостола приняли мученическую смерть в Риме при гонениях императора Нерона.

30 ПТ Святейшее Сердце Иисуса

Со времен ранней Церкви отношение Бога к человеку старались выразить в ясных доступных образах и символах. В Средние века особым образом почитались Христовы раны, увенчанная тернием голова. Всем известны образы Христа Доброго Пастыря и Христа Царя. В XVI веке, во многом благодаря Ордену Иезуитов, широкое распространение получает культ Святейшего Сердца Иисуса. Для понимания этого символа необходимо обратится к библейской традиции, где сердце означает глубинную сущность человека, а также его намерения и решения. В отличие от современного понимания сердца, как источника эмоций и спонтанного рождения чувств, здесь это знак свободного волеизъявления и любви, движимой внутренним сознанием.
Первая Месса, посвященная Сердцу Иисуса была совершена в 1672 году, но официальное разрешение Рима было получено только в 1765 году от Папы Климента XII. Папа Пий IX сделал этот праздник общецерковным. Лев XIII посвятил Сердцу Иисуса весь мир и утвердил особую Мессу, которая совершается в первую пятницу месяца. Почитанию Сердца Иисуса посвящена энциклика Пия XII "Haurietis aquas"(1956 г.)

июль 2017
1 СБ Непорочное Сердце Пресвятой Девы Марии
3 ПН Св. Фома, Апостол

Апостол Фома, один из двенадцати, в Евангелии его ещё называют близнецом - это перевод его сирийского имени. Но большенству он известен как «Фома неверующий», потому как он усомнился в том, что Христос действительно воскрес из мёртвых, «если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Ин. 20:25).
О происхождении Фомы практически ничего неизвестно, кроме того что, возможно, он родился в Галилеи, в скромной иудейской семье. Много более обширны сведения о его апостольском служении, но не все они являются достоверными. Считается, что свою основную миссионерскую работу апостол проделал в Южной Индии, куда он попал, будучи проданным как раб во двор индийского короля. Благодаря чудесному видению, король обратился в христианскую веру, отпустил Фому и был им крещен. Всю оставшуюся жизнь апостол Фома посвятил проповеди среди индийцев. Здесь же на берегу Малабара он и принял мученическую смерть, пронзенный копьем.

4 ВТ Св. Елизавета Португальская
5 СР Св. Антоний Мария Дзаккариа, священник
6 ЧТ Св. Мария Горетти, дева и мученица
9 ВС Свв. Августин Чжао Жон, священник, и сподвижники его, мученики
11 ВТ Св. Бенедикт, авва

Святой Бенедикт родился в Нурсии, Италия около 480 г. в достаточно обеспеченной семье. В 14 лет Бенедикта направили в Рим для продолжения образования. Но праздность и роскошь столичной жизни не прельстили молодого студента, в нем все больше крепло призвание к монашеской жизни и скоро он сбежал из Рима, получив приют в некой общине «благочестивых мужей» в городе Эффида. Но и здесь он не нашел покоя и ушел в горы, где подобно египетским отцам-пустынникам решил вести жизнь отшельника. Три года он прожил в пещере, но его уединение постоянно нарушало множество паломников, желающих услышать его наставления, а так же единомышленников, которые «спешили поступить под его начало». Тогда там в Субиако Бенедикт положил начало новой организации монашеской жизни, дивизом которой стали слова «Ora et labora» (Молись и работай). Спустя время он организовал большой монастырь в Монте-Кассино и написал свой знаменитый Устав, на многие века ставший образцом для всего западноевропейского монашества. Его монастыри стали основным оплотом христианской культуры раннего Средневековья.

13 ЧТ Св. Генрих
14 ПТ Св. Камилл де Леллис, священник
15 СБ Св. Бонавентура, епископ и учитель Церкви
16 ВС Пресвятая Дева Мария Кармилская
20 ЧТ Св. Аполлинарий, епископ и мученик
21 ПТ Св. Лаврентий Бриндизийский, священник и учитель Церкви
22 СБ Св. Мария Магдалина
23 ВС Св. Бригитта, монахиня
24 ПН Св. Шарбель Махлуф, священник
Св. Антоний Печерский, монах, Св. Ольга
25 ВТ Св. Иаков, Апостол

Иаков, сын Зеведея и Саломеи, брат святого Иоанна Богослова. Вместе с братом и апостолом Петром был самым приближенным учеником Иисуса. Вместе с ними стал свидетелем воскрешения дочери Иаира и Преображения Господня. Называется, так же, Иаковом Старшим, поскольку раньше стал апостолом, нежели другой Иаков, о котором тоже говорится в Писании. Иаков Старший проповедовал в Самарии, Иудеи и Испании. Согласно Книге Деяний (12.2), он был казнен царем Иродом Агриппой I в Иерусалиме примерно в 44 году (первый из апостолов, ставший мучеником).
По преданию его останки были положены в лодку и отпущены в Средиземное море. Нетленные мощи были обнаружены в IX в. в месте, получившем название Компостелла. Обретение его мощей и предание о его проповеди в Испании сделали апостола Иакова очень популярным в этой стране. В течение многих веков испанская армия бросалась в бой с криком - "Santiago!" (Святой Иаков!) Он является покровителем Испании. Паломничество в Сантьяго-де-Компостелла уже с XI века почитается вторым по значению после паломничества в Святую Землю.

26 СР Свв. Иоаким и Анна, родители Пресвятой Девы Марии
28 ПТ Св. Владимир
29 СБ Св. Марфа
30 ВС Св. Пётр Хризолог, епископ и учитель Церкви
31 ПН Св. Игнатий Лойола, священник

Игнатий Лойола родился в 1491 г. Во время франко-испанских сражений он оказался в осажденной Памплоне и в 1521 г. получил серьезное ранение в ногу. Длительный период выздоровления проходил в его родовом замке. Именно тогда происходит его обращение и Игнатий принимает решение полностью посвятить себя служению Богу. В тридцать три года он сел на школьную скамью, чтобы выучить латынь. Потом в Алкале и Саламанке слушал лекции по философии. Там Игнатия поджидало новое испытание – обвинение в ереси. Его нищенская одежда и аскетизм давали повод подозревать его в участии в секте. Кроме того, Игнатий учил и проповедовал, не имея официального позволения. Им заинтересовалась Инквизиция. И хотя после расследования обвинения были сняты, около двух месяцев Игнатий провел в тюрьмах.
Трудности не обескуражили Игнатия. 15 августа 1534 г. на Монмартре он с группой единомышленников дает торжественные обеты – нестяжания, целомудрия и безоговорочного послушания Папе. 27 сентября 1540 г. Папа Павел III торжественно оглашает составленные Игнатием Уложения - основа будущей Конституции. Так началась история Общества Иисуса (иезуитов) и вместе с ним новый этап в истории западного монашества и всей Церкви.